Flutter vs Kotlin Multiplatform: популярные фреймворки для бизнеса в 2024
Flutter или Kotlin: что выбрать бизнесу в 2024?
ГлавнаяПолезноеFlutter или Kotlin: что выбрать бизнесу в 2024?

Flutter или Kotlin: что выбрать бизнесу в 2024?

Кроссплатформенные приложения пользуются популярностью, так как их разработка происходит быстрее и обходится дешевле, чем нативная. Но несмотря на то, что кроссплатформа существует уже много лет, нативные технологии пользуются спросом, и некоторые языки даже набирают популярность. В данном материале мы разберемся, с чем это связано. 

В качестве примера мы сравним популярный кроссплатформенный фреймворк Flutter и язык программирования Kotlin, который активно стремится занять место Java  в качестве основного языка разработки под Andriod.

Основные отличия нативной и кроссплатформенной разработки

Нативные приложения создаются конкретно под ОС Android или iOS. Их пишут на языке или фреймворке, который официально поддерживается производителем устройства:

  • Android: Java, Kotlin 
  • iOS: Swift, Objective-C

В нативных приложениях можно полноценно пользоваться аппаратными возможностями устройств, вроде акселерометра, камеры, лидара или GPS. Однако такая разработка и сопровождение обойдутся дороже. 

Разработчикам понадобится подстраивать бизнес-логику, интерфейс и вёрстку под особенности каждой платформы. Именно поэтому компании все больше стали склоняться к выбору мультиплатформенных технологий.

Как следует из названия, кроссплатформенный стек предполагает разработку одновременно для Android и iOS. В некоторых случаях часть кода можно применять также для веба или десктопа, в зависимости от технологии и функциональности.

Главным плюсом такой разработки является её экономичность. Для создания кроссплатформенного приложения потребуется примерно на 40% меньше ресурсов, чем для двух нативных приложений. Это касается как размера команды, так и времени.

Особенности разработки на Flutter

Flutter — это фреймворк для разработки мобильного пользовательского интерфейса, созданный Google на основе языка программирования Dart. Он позволяет разрабатывать приложения как для iOS, так и для Android на основе единой кодовой базы. 

С точки зрения функциональности во фреймворке можно выделить 3 главные особенности:

  1. Виджеты. Flutter очень хорошо себя зарекомендовал в области визуализации . Он представляет собой набор функциональных элементов(виджетов), с помощью которых можно настроить пользовательский интерфейс под требования проекта. С его помощью можно легко создать плавные анимации и UX-компоненты.
  2. Производительность. Flutter показал очень хорошие результаты производительности, что является редкостью для мультиплатформенного стека. По заявлениям разработчиков, фреймворк поддерживает частоту до 60 кадров в секунду, это позволяет делать приложения по скорости близкими к нативным.
  3. Функция горячей перезагрузки. Эта функция отображает любые изменения в коде в режиме реального времени, что дает возможность видеть и исправлять ошибки в коде без перезагрузки приложения.

В совокупности это означает, что Flutter позволяет быстро создавать визуально приятные приложения, которые будут выдавать хорошие показатели производительности. Поэтому фреймворк сложил о себе положительное впечатление как среди разработчиков, так и среди заказчиков.

Основным минусом является то, что язык Dart достаточно молодой, и изначально его использовали только разработчики Google для своих продуктов. В известности он явно проигрывает таким языкам как Java или JavaScript. Но Flutter обрел настолько большую популярность, что его сообщество увеличилось в разы всего за несколько лет.

Вторая «ложка дегтя» — это размер приложений, созданных на Flutter. Файлы с виджетами достаточно тяжелые и требуют больше места на диске. Учитывая, что объем памяти на устройствах может быть ограничен, не все пользователи готовы выделять дополнительное место.

Особенности разработки на Kotlin

Kotlin — это язык программирования общего назначения, разработанный компанией JetBrains. Основной задачей разработчиков было создание более лаконичной и усовершенствованной версии языка Java, поэтому в Kotlin количество строк кода примерно на 40% меньше, чем в его прародителе.

Сначала про новый язык никто не слышал, но его популярность резко стала развиваться после 2017 года, когда Google стали предоставлять официальную поддержку языка под Android. К основным причинам, почему компании стали переходить на Kotlin, можно отнести следующие:

  • Полная совместимость с Java.

За годы своего существования Java захватил огромный рынок, поэтому совместимость — это важный фактор, чтобы существующие продукты начали миграцию своего кода на новый стек. Kotlin хорошо работает с компонентами Java. Поэтому если требуется добавить новые функции в существующее приложение, то вместо того, чтобы переделывать всю архитектуру или менять платформу, можно просто использовать Kotlin для решения задачи.

  • Простой синтаксис.

Для сложно-структурированных приложений особенно важно, чтобы синтаксис был интуитивно-понятным. Это позволяет быстро подключать новых разработчиков и облегчает процесс поддержки.

В статье по Java мы рассказали, что Java — довольно простой для понимания язык, но его огромным минусом является большое количество кода. Использование Kotlin на проекте решит эту проблему.

  • Встроенная отладка

Отказоустойчивый компилятор может автоматически искать ошибки и предотвращать их повторное появление. Таким образом, Kotlin безопаснее, чем Java, так как мгновенно сообщает о сбоях.

Kotlin больше всего оптимизирован под Android, но его можно использовать для любого вида разработки, будь то серверная или клиентская веб-разработка. Например, на этом языке разработаны внутренние процессы инструментов Uber (например, процессоры аннотаций, плагины Gradle и т. д.). Приложение Pinterest перенесено с Java на Kotlin, чтобы предоставить пользователям лучший интерфейс. 

Что такое Kotlin Multiplatform Mobile (KMM)?

Kotlin Multiplatform Mobile — это SDK для разработки приложений для iOS и Android. Другими словами, он позволяет использовать Kotlin для кроссплатформенной разработки. 

KMM была представлена в августе 2020 года, и все еще находится в режиме альфа-тестирования. Плагин постоянно дорабатывается и ещё не достиг окончательного релиза. Это означает, что при его использовании могут возникнуть проблемы с постоянными изменениями и обновлениями. Тем не менее, в ближайшем будущем Kotlin может стать полноценным мультиплатформенным стеком.

Некоторые мировые компании не стали ждать стабильной версии и уже смогли применить KMM в своих продуктах. Например, компания Philips использует Kotlin Multiplatform в своем API, чтобы упростить взаимодействие между разработчиками Android и iOS. Яндекс.Диск используют KMM для синхронизации данных в фотоальбомах, а также внедрили библиотеку, которая объединяет API-интерфейсы и скрывает сложную обработку платежей.

Сравнение Kotlin и Flutter

Обе платформы от Google довольно надежны и направлены на сокращение общего времени разработки. Выбор будет зависеть от типа коммерческих задач и функциональных требований. 

ХарактеристикаFlutterKotlin
УниверсальностьКроссплатформенный фреймворкРазработка только для Android, но есть перспективы в виде KMM
ПроизводительностьБыстрая скорость работы является одним из преимуществ фреймворка, а 60 кадров в секунду обеспечат плавную анимацию визуальных элементовКак и многие нативные технологии, Kotlin также имеет отличные показатели производительности
Стоимость разработкиНиже благодаря кроссплатформенностиВыше, если понадобится разработка для нескольких платформ
Популярность150 тыс. звезд на Github44 тыс. звезд на Github
БезопасностьДля повышения безопасности приложения понадобится подключение дополнительных инструментовПовышенная безопасность, так как платформа рассчитана под конкретную операционную систему
ИнтерфейсПлатформа разработана специально для создания удобных и простых интерфейсов, UI держится на высоком уровнеАктивное использование нативных функций Android, поэтому внешний вид будет соответствующий версии ОС

Сравним стеки детальнее по конкретным критериям:

Производительность

Обе платформы работают весьма быстро, и определенного фаворита между Flutter или Kotlin нет. Скорость загрузки приложения будет зависеть от компонентов, используемых на проекте. Kotlin, как нативный язык, компилируется напрямую в байт-код платформы, и это положительно влияет на производительность. Dart в свою очередь обладает собственным движком рендеринга, что ускоряет процесс отрисовки элементов. 

Популярность

Обе технологии активно поддерживаются, имеют хорошую репутацию и предоставляют пользователям бесплатные инструменты. Но Flutter намного популярнее, чем Kotlin. Если сравнивать по количеству звезд на Github, то показатели будут соответственно 150 тыс. звезд против 44 тыс. Это связано с  тем, что кроссплатформенный стек будет всегда более востребован, чем нативный. Тем не менее, экосистема Kotlin постоянно развивается, и это стабильно с каждым годом увеличивает его коммьюнити. 

Поддержка кода

Как правило, вместе с приложением для Android параллельно разрабатывается второе приложение на iOS, например, с помощью Swift. Сопровождение и поддержка одновременно двух нативных приложений займет больше времени, чем кроссплатформенных. Разработчикам понадобится писать обновления под конкретное устройство и ОС, что увеличивает затраты на поддержку.

Сопровождение кодовой базы на Flutter объективно будет выгоднее и проще, так как кодовая база единая. Особенности каждой платформы нивелируются с помощью сторонних библиотек, а функция горячей перезагрузки ускоряет процесс устранения багов.

Легкость освоения

Что касается простоты изучения языка или фреймворка, то тут стоит учитывать имеющийся опыт у специалиста. Например, если разработчик уже знаком с Java, то ему проще всего будет изучить Kotlin, так как языки имеют похожий синтаксис. Но если программист имеет опыт разработки только под iOS, то ему в любом случае придется изучать новый язык, поэтому скорость освоения будет одинаковая.

Стоимость разработки

По затратам на разработку Flutter очевидно выгоднее. Процесс написания кода на нем происходит намного быстрее и рассчитан сразу под две платформы. К тому же, разработчики на Kotlin встречаются реже и очень востребованы на рынке, поэтому стоимость часа разработки обойдется дороже, особенно если брать специалистов с опытом.

Интерфейс для пользователей

С точки зрения универсальности UI в выигрыше будет Flutter. Разработчики сделали значительный упор на внешний вид и возможность кастомизации интерфейсов. В свою очередь Kotlin активно использует нативные функции Android, поэтому UI придется настраивать под особенности конкретной платформы.

Безопасность

Большинство нативных фреймворков обеспечивают повышенную безопасность и возможности быстрой интеграции с аппаратными функциями для аутентификации, например, со сканером отпечатка пальца или Face ID. Поэтому банки и финансовые организации чаще всего разрабатывают нативные приложения.

С Flutter интеграция уникальных свойств потребует подключения сторонних плагинов или библиотек. Кроме того, движок Flutter обладает определёнными ограничениями, когда речь заходит об интеграции нативных модулей через Xcode или Android Studio. Но опытный Dart-разработчик сможет успешно подключить нативные функции для обеспечения безопасности приложения. 

Выводы: что лучше — Flutter или Kotlin?

Однозначного победителя нет, выбор должен зависеть от конкретных целей и потребностей проекта. Как правило, нативные технологии используют для высокопроизводительных приложений с использованием функциональных возможностей смартфонов. Но такие приложения требуют больших ресурсов на разработку и поддержку. Тут же стоит выделить, что если уже есть готовое приложение на Java, то переход на Kotlin будет выгоднее, чем разработка с нуля.

Flutter и кроссплатформенные фреймворки отлично подойдут для разработки MVP. Они позволяют выпустить работоспособное приложение в условиях сжатых сроков и бюджетов. Поэтому Flutter более популярен и является удобным инструментом для проверки аудитории и востребованности продукта. Особенно, если команда разработчиков небольшая и нет возможности поддерживать несколько приложений одновременно.

6.1к
1.1к

Другие статьи

Ко всем статьям