карьера14 января 2020

Как в одиночку запустить продукт, если вы разработчик: советы от создателя Laravel Тейлора Отвела. Часть 1: Аудитория

Артем СалютинРуководитель проектов

Программист — профессия не масштабируемая, так как в конечном итоге, программист продает часы разработки. Можно всю жизнь перебирать компании, какая из них больше предложит, но от этого часов в сутках не прибавится.

Лучше брать пример с Тэйлора Отвела, который создавал Laravel в свободное от основной работы время. В ноябре он опубликовал мини-серию подкастов, в которой поразмыслил над успехом своих программных продуктов — за последние 5 лет они принесли ему больше 10 млн долларов. В четырех выпусках подкаста Тейлор поделился советами, которые затрагивают ряд тем от поиска идеи и формирования лояльной аудитории до сохранения мотивации и преданности качеству.

Думаю сейчас самое подходящее время представить конспект его рассуждений. Всего будет опубликовано три конспекта, которые полностью охватят материал первоисточника.

Итак, поехали.

Как привлечь аудиторию?

Аудитория – это основа успешных продаж, и лучше позаботиться о её формировании еще до того, как появится идея продукта. Поэтому, в первую очередь, рассмотрим эту тему.

Привлечь аудиторию достаточно просто, если следовать нескольким важным правилам.

Бесплатно публикуйте ценный и уникальный контент

Представьте, что когда вы бесплатно делитесь своими наработками, вы пополняете свой банковский счет, но когда вы что-то продаете — вы снимаете деньги. Чем больше вы делитесь ценным контентом, тем крупнее ваш вклад, и чем дороже вы продаете свой продукт, тем больше денег снимаете со счета.

Если внести мало средств, но при этом сразу много снять, — например потратив на рекламную кампанию, чтобы побудить клиента перейти на ваш сайт, — остаток на счете будет превышен. При постоянном пополнении счета, больших снятий даже не потребуется. Вы накопите хорошую сумму и сможете существовать на проценты — ваши подписчики будут готовы посмотреть на ваш продукт и заплатить за него. Вам не придется много тратить на маркетинг.

Что считать ценным контентом?

Ценный контент может принимать различные формы. Это может быть один большой проект или несколько различных библиотек с открытым исходным кодом. Некоторым удается сформировать аудиторию вокруг всего одного опенсорсного проекта. Это редкий случай. Мне так удалось с Lаravel — я постоянно поддерживаю проект, добавляю фичи и провожу конференции. Эван Ю так создал VueJS и целую экосистему вокруг него. Но не обязательно браться за что-то столь глобальное, можно привлечь аудиторию, просто поддерживая популярные решения в уже устоявшихся экосистемах.

Не каждый проект с открытым исходным кодом может быть интересен аудитории. Например, библиотека для парсера строк — это слишком низкоуровневая библиотека, которая может быть применена, как правило, в специфичных ситуациях и, вероятнее всего, не будет интересна большому кругу пользователей. В конце концов, это не уникально — подобных библиотек и так полно.

Быть может, вам вовсе и не нужно писать программы с открытым исходным кодом, чтобы привлечь подписчиков. Какие еще формы может принимать ценный контент?

Передача и распространение знаний — это тоже ценный контент. Можно писать длинные посты в блог или постить коротенькие твиты. Например, Стив Шогер (Steve Schoger) публикует реально полезные советы в своем твиттере. Это уникальные инсайты, которые можно немедля применять в работе. И благодаря большому количеству подписчиков он без больших затрат на маркетинг смог запустить курс RefactoringUI.

Бесплатный — не значит ценный

Не всякий контент обладает одинаковой ценностью. Нужно следить, чтобы количество не преобладало над качеством. Делитесь только уникальными вещами, советами, которые вы можете дать на основе своего профессионального опыта. Писать о чем-то, что итак легко гуглится— бесполезное занятие. Например, не стоит писать общую статью обEloquent ORM, гораздо круче будет рассказать, как выжать из этой технологии максимальную производительность. Именно так в свое время поступил Джонатан Рейнинк (Jonathan Reinink). Статья с заголовком «Введение вbash» тоже никуда не годится. На эту тему уже кто только не писал. Лучше напишите что-нибудь об отладке CLI.

Очень подробные и информативные материалы всегда уникальны, и их больше нигде не найти, тем более, бесплатно. Возьмем, например, Basecamp. В своем корпоративном блоге они делятся полезной информацией о том, как руководить проектами, нанимать людей, вести финансы и о других вещах, связанных с бизнесом. Уникальность и ценность такого контента в том, что это— реальный опыт компании, и эту информацию больше нигде не найти. И все это они публикуют бесплатно.

Если вы лично не можете поделиться каким-то ценным и уникальным опытом— то вы можете выступить в качестве посредника. Адам Вэтан (Adam Wathan) ведет подкаст, в котором он берет интервью у интересных людей. Таким образом, он делится ценным контентом, хотя и не является его прямым источником, а выступает в качестве посредника. Он помогает другим получить информацию, делает ее более доступной.

Чего избегать при привлечении аудитории

Если выделитесь контентом в интернете, то убедитесь, что вы передаете четкий сигнал без помех и шума. Вы должны сфокусироваться на своей теме— и точка. Например, если вы привлекаете аудиторию в твиттере, делясь ценными знаниями, ненужно отвлекаться на отдаленные темы типа спорта, политики, погоды или чего-то еще. Этого стоит избегать по двум причинам: во-первых, для львиной доли вашей аудитории это нерелевантно, потому что они живут в другом городе или даже стране; во-вторых, вы тратите время своих подписчиков. Нас итак окружают тонны ненужной информации. Лишние помехи ни к чему. Не забывайте, почему эти люди на вас подписались.

Также подумайте о своем имидже. Не публикуйте всякий негатив и жалобы— это не привлечет аудиторию, а только оттолкнет читателей. Многие любят по ныть в интернете, но это никому не нравится— будьте позитивными.

Пишите понятно

Если у вас четкая и подробно написанная документация, то у вас сразу появится большое преимущество перед вашими конкурентами. Я думаю что одна из причин почему Laravel набрал популярность столь быстро— это хорошо составленная документация. Я вложил в нее много времени. Я отказывался релизить самую первую версию до тех пор, пока моя документация не сравнялась по качеству с документацией CodeIgniter. Это дало Laravel большое преимущество перед другими фреймворками.

Очень важно практиковать письмо и читать хорошие тексты. Так вы научитесь отличать хороший копирайтинг и понятно составленную документацию. Мне часто встречаются хорошие решения, которые не представлены и не описаны понятным образом, из-за чего теряют свою привлекательность. Более того, иногда описание продукта запутывает и вообще не дает понять, какую проблему он решает. Лендинг продукта, который бы четко объяснял его полезное действие— к сожалению, редкость.

К примеру, мне нравится, как с копирайтингом справляется Джек МакДейд (Jack McDade). Если вы зайдете на сайт его продукта, то заметите, что тексты короткие, цепляют, а главное, быстро доносят до читателя ключевые моменты. Хорошие тексты дают буст к привлекательности продукта. Если ваши идеи представлены четко и понятно, люди с большей вероятностью захотят ими пользоваться.

На эту тему есть хорошая книга, которая оказала на меня большое влияние в колледже. «Элементы стиля» Уильяма Странка-младшего— настоящая классика, которая учит писать эффективно. Книга очень короткая и читается за один присест. В ней масса примеров, а ключевые идеи можно применять в программировании. Меня часто просят посоветовать книги по программированию, но так как я не читал много профильных учебников, я всегда советовал «Элементы Стиля». Просто потому, что она помогает выражать мысли понятно, в том числе, писать чистый код.

Пожалуй, это все, что я хотел сказать о создании аудитории. Наверняка существуют и другие формы ценного контента, которые помогут в этом деле, но ключевым остается то, что контент должен помогать людям находить в себе силы и вдохновлять на свершения

Теперь, когда вызнаете, как сформировать аудиторию, остается найти идею для своего продукта. Этой теме будет посвящен следующий выпуск.