Как не переплатить за верстку сайта | Блог Work Solutions
Как не переплатить за верстку сайта
ГлавнаяБлогБизнесуКак не переплатить за верстку сайта
Бизнесу07 мая 2018

Как не переплатить за верстку сайта

Фотография автора
Артем СалютинCBDO

Часто заказчики недооценивают важность HTML-верстки и воспринимают её как промежуточный этап между дизайном и разработкой сайта. Некоторые команды даже не указывают верстку в смете, чтобы у клиентов не появлялось лишних вопросов.

В этой публикации мы объясним, почему верстка — это не просто перевод дизайнерских макетов в HTML-теги, а важный процесс, от качества выполнения которого зависит успех вашего проекта.

Распространенные заблуждения, связанные с процессом верстки веб-страниц

Под версткой часто понимают перевод макета дизайна в HTML-код: сначала веб-дизайнер создает оформление сайта в графическом редакторе, после чего верстальщик «нарезает» макет на отдельные изображения и переводит их в код с использованием HTML, CSS.

На первый взгляд это кажется неплохой идеей — прежде чем проект уйдет на разработку, заказчик может поэкспериментировать с дизайном и понять, устраивает ли его окончательный вид продукта. Однако такой подход перестает быть актуальным.

Во-первых, сейчас уже сложно представить себе интернет-страницу без закругленных углов, отбрасываемых теней и переливающихся цветов. Однако еще не так давно добиться стабильной работы подобных CSS-эффектов на всех браузерах было непросто, и дизайнерам приходилось создавать все в формате изображений.

Изображение статьи
стилизованный под полотна XVIII века, написан чистым CSS-кодом. Если у вас крепкие нервы, откройте ссылку в Internet Explorer 9. Но помните, что мы предупреждали!

Во-вторых, если раньше интернет был доступен в основном с персональных компьютеров, и достаточно было создать сайт с разрешением 1024×768, то сегодня пользователи могу войти в сеть с чего угодно, даже с холодильника. Дизайнер больше не может ориентироваться на единое разрешение, а адаптивная верстка стала стандартом отрасли.

Третья причина— индустрия веб-разработки повзрослела. Появилось множество инструментов, которые позволяют проектировать сайты и делать их дизайн прямо в самом браузере. Просто быть верстальщиком уже недостаточно, нужно разбираться в JavaScript и стремиться стать фронтенд-разработчиком. Конечно, об этом ведется множество споров, и не все с этим согласны, однако эту тенденцию сложно игнорировать.

Значит ли это, что верстка в традиционном ее понимании умерла?

Совсем нет. Графические редакторы, вроде продуктов Adobe по-прежнему очень важны для веб-дизайна. А этап верстки также играет большую роль в успехе проекта. Однако, необходимо принимать во внимание современные сложности связанные с проектированием веб-сайтов.

В Photoshop все еще удобно составлять макеты для дизайна сайтов. Высококачественный детальный макет поможет обсудить с заказчиком спорные моменты прежде чем вы приступите к написанию кода.

А верстальщик должен думать наперед, предусматривать стили даже для неиспользуемых элементов, продумывать структуру заголовков исходя из логики документа, а не его внешнего вида, позаботиться, чтобы сайт хорошо отображался на мобильных устройствах, чтобы в версию для печати не попадали ненужные элементы страницы.

Семантика и SEO сайта тоже напрямую связаны с качеством верстки. Браузер быстро выдает по поисковому запросу адрес или телефон предприятия, указанные на сайте, потому что программист правильно прописал отвечающие за эту информацию теги.

Более того, от квалификации верстальщика во многом зависят дальнейшая поддержка и масштабирование сайта: при некачественной верстке страница похожа на набор несвязанных между собой блоков, и чем больше их становится, тем сложнее такой сайт поддерживать. Любое новое изменение может повлечь за собой другие, совсем неочевидные изменения, следуя «принципу домино».

Добавление новых элементов

Качественная верстка должна предусматривать масштабирование сайта. При неправильно составленной верстке даже самая пустяковая задача, вроде добавления нового пункта меню превратится в проблему. Если верстка сайта не предполагала дальнейших добавлений и расширений функционала, то при интеграции нового пункта все элементы начнут «наезжать» друг на друга.

В нашей практики бывали случаи, когда верстальщик для внешне похожих страниц составлял разную структуру. Например, на главной странице у тега body нет класса, но на другой он задан. Таким образом, множество разных стилей отвечали за похожие вещи, что приводило к путанице в наименованиях.

Такое простое задание как, например, продублировать готовый и функционирующий блок «Читайте также» во всех разделах сайта, с неправильной версткой может занять несколько часов. Потому что, если разработчик попытается просто скопировать и вставить этот блок на разных страницах, вся верстка сломается.

В таких случаях приходится прибегать к быстрым решениям, которые не исправляют проблему целиком. Проще говоря, в код сайта приходится вставлять «костыли». Такой подход только утяжеляет сайт и делает его дальнейшую поддержку дороже.

Плохая верстка усложняет работу контент-менеджера. При составлении и редактировании публикаций часто используют заготовленные фрагменты исходного кода, которые отвечают за оформление. Их называют сниппетами. Они должны выглядеть одинаково на всех страницах сайта, но в случае некачественной верстки такое гарантировать сложно. Таким образом, добавив сниппет с текстом контент-менеджер может не по своей вине сломать всю страницу.

Полная переработка верстки

Временные решения мелких проблем могут лишь отсрочить неизбежное. Бывают случаи, когда дизайном занимается одна команда, версткой — другая, а для разработки привлекается третья. Такой подход чреват тем, что за каждый этап заказчику в итоге придется переплатить. При интеграции верстки обнаружится, что прошлый исполнитель задал неправильную структуру и стили.

Одни и те же блоки по разному отображались в зависимости от браузера и при смене разрешения. Поправив один блок для десктопной версии, разработчик замечал новые проблемы в этом же блоке для в мобильной версии. В итоге на переработку верстки и ее повторную интеграцию могут уйти десятки часов из-за чего придется отложить запуск проекта.


Как обезопасить себя от дополнительных расходов и убедиться, что вся работа будет выполнена качественно?

Действительно, во всех описанных случаях заказчик не подозревал о проблемах на своем проекте, и, не обладая нужными техническими знаниями, принимал работу верстальщика по внешнему виду, не заглядывая «под капот».

Конкуренция среди верстальщиков сейчас очень высока, рынок перенасыщен, и, конечно, не всегда понятно, зачем платить больше, если можно сэкономить.

Не стоит думать, что верстальщики специально хотят сделать вашу жизнь сложнее. Они могут даже не понимать свои ошибки из-за недостатка опыта. К сожалению, часто происходит так, что программисты-верстальщики не уделяют достаточно времени тестированию продукта. Не проверяют стабильность работы в разных браузерах с разными разрешениями и так далее.

Помимо прочего, верстка часто начинается не с «чистого листа», а с уже готовых решений, которые использовались на других проектах и подгоняются под нужды новых. Таким образом, на сайте может использоваться множество вещей, которые в действительности не нужны и только мешают стабильной работе и замедляют время загрузки.

Избежать подобных неприятностей можно лишь заказав верстку у профессионалов, которые непросто переводят нарезанные картинки в набор html-тегов, а заботятся о дальнейшей интеграции и технической поддержке. При работе в команде, дефекты будут устранены вовремя. Если разработчик заметит недостатки при интеграции, он вернет код на доработку. Таким образом, не будет потрачено лишнее время на интеграцию и будут предотвращены будущие сложности Такой подход гарантировано убережет от неоправданных расходов и переплат.

1.4к
91

Другие статьи

Ко всем статьям
Фоновое изображение: четверть круга закрыват часть круга

Интересные статьи и кейсы
от Work Solutions

Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку персональных данных

Спасибо за подписку!

Фоновое изображение: верхний полукруг