бизнесу09 ноября 2018

5 вопросов об API, которые вы хотели задать

Артем СалютинРуководитель проектов

Сегодня всё больше устройств исервисов соединены между собой спомощью интернета. Холодильники уже научились заказывать еду, асвечение лампы регулируется поWi-Fi . По оценке Cisco, к2020 году вмире будет насчитываться 37млрд подключенных устройств. При этом мало кто задумывается, как это происходит.

Пользователи легко могут начать делать что-то смобильного приложения, апродолжить скомпьютера, инаоборот,— например, отметить понравившиеся товары стелефона подороге наработу, азавершить покупку сдомашнего компьютера. Благодаря моментальной синхронизации данных, можно слегкостью переключаться между устройствами для выполнения одной задачи.

Чем больше процессов поддается автоматизации, тем больший уровень технической грамотности требуется для принятия решений поулучшению бизнеса. Важные для компаний метрики отныне хранятся невразрозненных экселевских таблицах, авсложных CRM-системах. Иоднажды приходится столкнуться свопросом разработки собственного API или сподключением стороннего.

Этот материал поможет в этом непростом деле.

Что такое API?

API (англ. application programming interface)— читается как эй-пи-ай, новРоссии принято произносить как а-пи— это программный интерфейс приложения взаимодействия между сайтом исторонними программами.

Для ясности обратимся кпростой метафоре— представьте себя вресторане. Вывыбрали вменю блюдо исказали обэтом официанту. Спустя короткое время вам приносят еду. Выневидели, как готовится заказ, или как официант забрал его скухни. Похожим образом API доставляет запрос системе ивозвращает ответ.

Вот пример изповседневной жизни— поиск выгодных авиабилетов спомощью сайта-агрегатора. Пользователь указывает вменю сайта интересующие даты инаправление, авответ получает подходящие варианты. Это возможно только благодаря многочисленным API. Вот как это работает: сайт-агрегатор передает запрос кбазам данных каждой отдельной авиакомпании через ееAPI. Чтобы оплатить билеты онлайн также используется API, который связывает сайт сбанком, чтобы проверить состояние пользовательского счета исписать нужную сумму.

Для чего создаются API?

Частные API почти всегда направлены наинтеграцию внутренних систем ивнутреннего программного обеспечения. Публичныеже API— это инструмент, который может лечь воснову маркетинговой стратегии, так как онприменим для сбора данных, сложных интеграций иналаживания работы спартнерскими организациями.

Большинство коммерческих сайтов умело скрывают свой код. Это неудивительно— разработка обходится дорого, иоткрывать его всем желающим былобы расточительно.

Ноиногда делиться данными выгодно, поэтому часть кода всеже делают доступным для сторонних разработчиков. Однако доступ этот строго регламентирован API— чтобы разработчик получал только туинформацию, которой захотел делиться владелец.

Это открывает ряд дополнительных возможностей для бизнеса — авиакомпании из нашего примера получают таким образом дополнительный канал продаж в виде сайтов-агрегаторов.

Существует множество вариантов использования API, которые могут помочь выделиться среди конкурентов. Яндекс музыка запоминает прослушанные композиции, чтобы пользователь мог подключаться слюбого устройства. Популярные веб-приложения Hootsuite, Zapier иIFTT полностью основаны наиспользовании сторонних API. АTweetDeck, например, использует функционал твиттера, нопри этом привносит что-то свое.

С чем связана внезапная популярность API?

Современная история API ведет свой отсчет с2000года, когда популярная CRM-система Salesforсe представила свой публичный API. Кконцу десятилетия это стало нормой для технологических компаний— социальная сеть Instagram обзавелся собственными API при основании.

Неважно, какую технологию использует система, или накаком языке она написана, потому что API служит универсальным переходником, вроде тех, что подходят всем разъемам розеток. Независимо отоперационной системы итипа устройства, доступ для всех одинаковый, благодаря чему одно приложение может использовать программы, написанные наразных языках. Это преимущество делает API столь популярными.

Какие бывают API?

Существует два самых популярных способа отправки иполучения данных между клиентской исерверной частью системы— SOAP иREST.

SOAP — жестко стандартизированный протокол, разработанный Microsoft. Он поддерживает только XML-формат. И в целом уступает REST, но за долгое время своего существования получил широкое распространение.

REST — новее, передача файлов в нем осуществляется с помощью JSON и XML по HTTP. . Ондоступен потребованию иможет передавать только тепорции данных, которые релевантны запросу. Ему ненужно поддерживать постоянно открытое подключение, следовательно, REST API легче масштабировать.

С помощью REST можно делать все, что мы привыкли делать с данными, хранящимися на удаленном сервере — загружать/читать/ редактировать/удалять.

Если устройство может подсоединиться к Интернету и запросить веб-страницу — оно может использовать REST API. С помощью REST любое устройство может поделиться своим состоянием, а, следовательно, можно легко проверить, например, выключена ли у вас лампочка, и отправить запрос, чтобы ее включить.

Какие преимущества API дают бизнесу?

По данным новостного ресурса ProgrammableWeb API используютя во всевозможных отраслях, а значит им можно найти выгодное применение в любой сфере бизнеса. Вот наиболее очевидная польза для маркетологов:

  • Автоматические обновления
  • Статистика в реальном времени
  • Удобство для аффилиатов
  • Возможность плавной интеграции
  • Максимально таргетированная реклама

API были созданы для экономии ресурсов, чтобы разработчикам не приходилось тратить значительное количество времени на скучные, повторяющиеся задачи, а веб-сайты и платформы взаимодействовали с другими программами автоматически.

Теперь, когда понятен смысл, скрывающийся за аббревиатурой API, самое время задуматься о том, какую пользу принесет вам использование этой технологии, а на оставшиеся вопросы вам обязательно ответят специалисты.