SaaS: Актуальный технологический стек в 2022 году — «Work Solutions»
ГлавнаяПолезноеSaaS: Актуальный технологический стек в 2022 году

SaaS: Актуальный технологический стек в 2022 году

Что такое SaaS-сервисы?

Software as a service (SaaS) — в переводе означает «Программное обеспечение как услуга». Это форма облачных вычислений, которая доставляет приложение, включая IT-инфраструктуру, конечным пользователям через интернет-браузер.

Это решение отлично подходит для крупных предприятий, малого бизнеса или частных лиц, которые:

  • Не хотят брать на себя ответственность за покупку и обслуживание инфраструктуры и платформ;
  • Предпочитают более простое управление затратами за счет операционных расходов;
  • Минимизируют количество настроек для своего программного обеспечения;
  • Отдают предпочтение моделям подписки.

SaaS снижает первоначальные затраты пользователей, устраняя необходимость приобретать программное обеспечение на постоянной основе или инвестировать в локальную IT-инфраструктуру. Однако клиенты SaaS должны дополнительно вкладываться в быстрое сетевое оборудование, поскольку производительность услуг напрямую зависит от скорости интернет-соединения.

Для поставщиков программного обеспечения SaaS упрощает развертывание новых функций для своих клиентов. Большинство приложений SaaS представляют собой предварительно настроенные продукты, в которых поставщик управляет всем, что стоит за приложением, в том числе:

  • Аппаратные компоненты — сеть, хранилище и серверы для обработки данных.
  • Платформы — виртуализация , операционная система и промежуточное ПО.
  • Требования к программному обеспечению — время выполнения, данные и непосредственно само приложение.

Отличительные особенности SaaS:

Какие компоненты отличают SaaS среди других типов приложений? Вот некоторые из основных критериев, которые должны быть в каждом приложении SaaS:

Масштабируемая инфраструктура

Одним из преимуществ использования архитектуры SaaS является настраиваемая инфраструктура, которую можно увеличивать или уменьшать в зависимости от бизнес-требований и потребительского спроса. Например, клиенты могут решить, какие компоненты принесут пользу их бизнесу, и могут платить только тогда, когда это необходимо. Поэтому возможность кастомизации инфраструктуры является обязательной.

Модель подписки

Приложения SaaS в значительной степени полагаются на модели подписки для предоставления лицензий на программное обеспечение. В отличие от бессрочной лицензии, эта модель доставки программного обеспечения привязывает каждую учетную запись к подписке, которая предоставляет доступ к SaaS на определенный период времени — обычно на годовой или ежемесячной основе. Плата за подписку обычно предоставляет доступ к документации по продукту и текущую поддержку, регулируемую соглашением об уровне обслуживания (SLA), но некоторые поставщики SaaS взимают дополнительную плату за поддержку для внесения пользовательских изменений кода на уровне исходного кода.

Суть приложения SaaS заключается в высокой доступности программного обеспечения как услуги. Эта услуга расширена за счет гибкого цикла выставления счетов, который позволяет клиентам и бизнес-пользователям в полной мере использовать все, что они хотят, и столько, сколько они хотят.

CRM-система

Поскольку SaaS предлагает общую платформу для большого количества арендаторов, ему требуется единый репозиторий для учетных записей клиентов и управления этими сведениями.

Автоматизация 

Автоматизация SaaS позволяет упростить процесс адаптации клиента в облачном приложении. Это повышает эффективность работы независимых поставщиков программного обеспечения (ISV), поскольку необходимые обновления инфраструктуры быстро доставляются подписчикам. Более того, это избавляет пользователей от необходимости самостоятельно заниматься исправлениями проблем и форс-мажоров.

Поддержка и аналитика 

Модуль поддержки клиентов и аналитики приложения SaaS предоставляет набор инструментов для управления платформой и проверки показателей.  Таким образом поставщики могут улучшить качество обслуживания клиентов и оптимизировать свой сервис.

Архитектура SaaS

SaaS-приложения основаны на модели аренды. Каждый клиент, использующий платформу, считается арендатором и получает права доступа после оплаты подписки. 

Однопользовательская архитектура (Single-Tenant)

Архитектура данного типа обслуживает одного арендатора, который платит за эту программную услугу. Это означает, что арендатор получает свой выделенный экземпляр программного обеспечения, единую инфраструктуру, сервер и базу данных. Эта архитектура очень удобная для клиентов, поскольку им не нужно делиться ресурсами базы данных с другими пользователями. Более того, покупатели могут даже настраивать программное обеспечение в соответствии с потребностями своего бизнеса и масштабировать его в любое время.

Суть однопользовательской архитектуры следующая: поставщик облачных услуг размещает отдельные подразделения с изолированными ресурсами и детальным контролем доступа. Это позволяет клиентам иметь другую версию одного и того же продукта SaaS и даже предоставляет доступ к настройке приложения под свои потребности.

Многопользовательская архитектура (Multi-Tenant)

Многопользовательская архитектура является одним из наиболее предпочтительных типов архитектуры при разработке SaaS-приложения. В этой модели каждый объект обслуживает несколько арендаторов. Это означает, что все клиенты совместно используют общую базу данных и информацию о приложениях, при этом данные каждого арендатора должны быть защищены и конфиденциальны.

Мультитенантность получила широкое распространение и чаще всего используется в облачных вычислениях. Данный вид архитектуры появляется как в общедоступных, так и в частных облачных средах, которые позволяют отделять данные каждого пользователя друг от друга. Например, в общедоступном облаке с несколькими арендаторами одни и те же серверы будут использоваться в размещенной среде для размещения нескольких пользователей. Каждому пользователю предоставляется отдельное и безопасное пространство на этих серверах для хранения данных.

Создание приложения SaaS с многопользовательской архитектурой предлагает ряд преимуществ по сравнению с остальными методами:

  • Она дешевле по сравнению с другими архитектурами;
  • Модель ценообразования «плати только за то, что используешь»;
  • Арендаторам не нужно беспокоиться об обновлениях, поскольку они производятся хост-провайдером.
  • Арендаторам не нужно беспокоиться об обслуживании оборудования, на котором размещаются данные.
  • Провайдеры должны контролировать и администрировать только одну систему.
  • Архитектуру проще масштабировать.

Смешанная архитектура

В отличие от одного или нескольких арендаторов, где определены границы и функциональные возможности, смешанный тип немного отличается.

Представим ситуацию, когда арендатор использует ресурсы общей инфраструктуры, но конкретные бизнес-требования вынуждают иметь один или два выделенных компонента. Это может быть база данных или какие-либо модули общей инфраструктуры. Тут как раз пригодится смешанная архитектура.

В рамках этой модели одна или две части приложения предназначены для каждого арендатора, а остальные компоненты являются общими для всех пользователей.

SaaS, PaaS и IaaS — в чем отличия?

Помимо SaaS (Software as a Service) есть термины «Инфраструктура как услуга» (IaaS) и «Платформа как услуга» (PaaS).

IaaS означает, что поставщик предоставляет пользователю инфраструктуру через облако. Фактически это серверы, сеть, виртуализация и хранилище данных. Пользователь имеет доступ через API или дашборд, в то время как сама инфраструктура предоставляется в аренду.

Арендатор управляет такими вещами, как операционная система, приложения и промежуточное программное обеспечение, в то время как поставщик предоставляет оборудование, сеть, жесткие диски, хранилище и серверы. Также поставщик отвечает за устранение сбоев и ремонт оборудования.

PaaS предоставляет пользователям оборудование и платформу прикладного программного обеспечения от внешнего поставщика услуг. Поскольку пользователи сами обрабатывают приложения и данные, эта модель отлично подходит для разработчиков и программистов. PaaS предоставляет пользователям платформу для разработки, запуска и управления собственными приложениями без необходимости создавать и поддерживать инфраструктуру или среду, необходимые для запуска приложений.

Критерии для выбора технологического стека SaaS

Технологический стек — это набор фреймворков, библиотек, языков программирования и баз данных, используемых для создания полнофункциональной платформы. 

Грамотный выбор технического стека — один из основных критериев для успешного запуска любого продукта. Особенно это касается SaaS-сервисов. Выбор экзотических инструментов для разработки ПО сделает его сложным для обновления и поддержки в долгосрочной перспективе. 

Яркий пример — фреймворк Ruby on Rails. Когда он вышел, клиенты по всему миру попросили поставщиков использовать эту новую и классную платформу для своих проектов и даже переносили свои существующие приложения на RoR. Но вскоре выяснилось, что работать с ним не так просто, как все думали. 

Как только начали выходить в свет более удобные фреймворки, популярность RoR сильно упала. Сегодня большинство проектов Ruby поддерживаются за большие деньги, так как спрос на поддержку остался, а разработчиков на этом стеке стало гораздо меньше.

Самый надежный вариант не ошибиться с выбором — нанять аналитиков, которые смогут подобрать наиболее подходящие инструменты для конкретного проекта. 

Приведем некоторые критерии, которые следует учитывать при выборе технологического стека SaaS:

Сопровождаемость кода

Любой владелец продукта должен думать на несколько лет вперед. Будет ли фреймворк, используемый для создания приложения, по-прежнему популярным или он будет считаться устаревшим? Если кто-то из разработчиков покинет команду, насколько легко и быстро можно будет найти ему замену? Как долго новый разработчик будет включаться в проект?

Использование популярной комбинации языка и фреймворка снизит вероятность остаться с легаси проектом спустя несколько лет. Ежегодно в мире появляются новые инструменты для разработки, но далеко не все из них заслуживают внимания. Популярность инструмента можно измерить как с помощью количества звезд на GitHub, так и с помощью изучения рынка разработчиков: чем больше вакансий и запросов в определенном стеке, тем он популярнее.

Масштабируемость

Вопрос касаемо масштабируемости проекта следует поднимать ещё на этапе планирования и распределения бюджетов. Особенно это будет актуально, если проект рассчитан на неограниченный круг пользователей.

Физические сервера можно улучшать бесконечно путем увеличения памяти на жестком диске или увеличением производственных мощностей. Но в случае с разработкой ПО можно столкнуться с ограничениями, препятствующими дальнейшему развитию продукта.

Например, если фреймворк не рассчитан выдерживать большую нагрузку, то с увеличением количества запросов пользователи столкнутся с зависанием приложения или с другими проблемами.

При этом стоит учитывать, что если стек изначально выбирается с запасом на будущее, то разработка первой версии приложения обойдется дороже, чем более простые решения. К примеру, приложения Angular масштабируются намного лучше, чем приложения на React, потому что Angular был создан с учетом масштабируемости с самого начала и имеет для этого все возможности. Но при этом приложение на Angular будет всегда дороже в разработке, чем React.

MVP

Чем короче срок выпуска продукта на рынок, тем больше у него шансов превзойти конкурентов. Поэтому стоит выбирать технологии и подходы, которые повышают скорость доставки программного обеспечения за счет автоматизации и упрощения повторяющихся операций. Сюда входят автоматические модульные тесты для кода, внедрение непрерывной поставки кода через конвейеры CI/CD, автоматизированная аналитика и многое другое.

Кроме того, подход MVP позволяет эффективнее управлять потребностями клиентов. Когда продукт уже выпущен в продакшн, то с помощью метрик, менеджеров, маркетологов и аналитиков можно узнать, где в приложении есть проблемные места. Анализ этих данных и внедрение новых решений поможет вывести сервис на новый уровень.

Ключевые компоненты технологического стека SaaS

Стек технологий для SaaS-продукта делится на две части: первая — интерфейсная, а вторая — серверная. Рассмотрим наиболее популярные инструменты в 2022 году:

Front-end

Основа любого веб-интерфейса — это HTML5, CSS и JavaScript. Но на основе классического JS создано множество библиотек и фреймворков, облегчающих работу в том или ином виде. 

Самые популярные на данный момент инструменты для фронтенд-разработки — React.js и Vue.js. С их помощью можно разработать интерфейс любой сложности. Далее идет Angular.js. Он чаще используется для высоконагруженных сервисов, так как предоставляет больше возможностей в плане масштабируемости, но он тяжелее в разработке.

Back-end

Стек серверной части включает в себя целый ряд инструментов:

  • Языки программирования и фреймворки. Самые популярные из них: Java, Python (Django, Flask), PHP (Laravel, Symfony) и JavaScript(Node.js).
  • Сервер. Скорее всего, выбор будет между Apache и Nginx, которые могут работать как локально, так и с облачными системами.
  • База данных. Примеры включают MySQL, Redis, MongoDB и PostgreSQL с широким спектром доступных баз данных NoSQL и SQL.
  • Инструменты DevOps. Docker, Kubernetes, Ansible, Jenkins, стек ELK, Prometheus + Grafana и другие необходимы для построения конвейеров непрерывной интеграции/непрерывной доставки (CI/CD)

  • Аналитика. SaaS может извлечь выгоду из подробной аналитики данных на основе алгоритмов искусственного интеллекта. Например, с помощью ETL-систем.
  • Брокеры событий . Kafka или RabbitMQ помогают оптимизировать внутренние события в архитектурах CQRS, распределенных источниках данных и других сложных внутренних структурах.

Все это необходимо для разработки SaaS. Но выбор в пользу того или иного инструмента должен обязательно исходить из потребностей конкретного проекта. 

Популярные SaaS-сервисы

Поставщики программного обеспечения предоставляют продукты для удовлетворения любых бизнес-потребностей. К SaaS можно отнести те приложения, которые предусматривают многопользовательское использование с помощью интернета:

  • Приложения для планирования ресурсов предприятия (ERP);
  • CRM-системы;
  • ПО для управления персоналом;
  • Корпоративное ПО;
  • Службы обмена сообщениями;
  • Облачные сервисы;
  • Виртуальные хостинги;
  • Системы для совместного редактирования документов

Приведем несколько популярных примеров:

  • Spotify
  • Zoom 
  • Netflix
  • Google Docs
  • Trello
  • Dropbox

Все эти приложения объединяет то, что они являются продуктами на базе SaaS. Они включают в себя целые системы как для клиентов, так и для сотрудников компаний.

Готовы создать свой SaaS-сервис?

SaaS — это удобная модель работы как для клиентов, так и для поставщиков ПО. Конечного потребителя она избавляет от необходимости заниматься покупкой и обслуживанием инфраструктуры, а поставщик получает постоянную прибыль за счет модели подписки.

Выбор правильного технологического стека играет решающую роль в итоговом успехе будущего продукта. От этого зависит количество функций приложения, производительность и стоимость его обслуживания.

Поэтому, если вам нужна дополнительная помощь или вы хотите узнать больше о конкретных инструментах, команда Work Solutions поможет с выбором технологического стека.

Наши услуги

Ко всем статьям